Эмблема

Уговаривать себя не бояться – бесполезно. Самообман не поможет. Любая форма борьбы со страхом только отнимает вашу энергию и усугубляет положение. Если не бояться невозможно – бойтесь. Действуйте, как умеете, только не боритесь с самим страхом . Например, если вы имеете привычку волноваться – волнуйтесь на здоровье. Волнуйтесь естественно и со всем удовольствием. Отдавайтесь целиком этому замечательному чувству волнения. Позвольте себе сходить с ума, как вам больше нравится. Как только вы это себе позволите, все ваше волнение чудесным образом испарится неизвестно куда. Так происходит потому, что значительную часть энергии вы расходуете на борьбу с волнением.

Давайте разберемся со своим страхом

Большинство наших опасений напрасны
Скилеф

В основе пирамиды нашей личности лежат две массивные плиты - инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт продолжения рода (удовольствие). Их принято называть основными инстинктами. "Сохрани себя и свой биологический вид" - диктуют они нам линию поведения, которой мы подчиняем свою жизнь. Всю жизнь нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, то есть живем. Подобно электрическому току, который стремится от плюса к минусу, мы стремимся от кнута к прянику. Каждый наш поступок, хоть даже обычный поход на рынок за редькой с хреном, в конечном итоге направляется нашими основными инстинктами. Абсолютно любое наше действие имеет мотив, который берет начало в основных инстинктах и заканчивается в самой верхушке пирамиды нашей личности - разуме.

Оба наших основных инстинкта противоположны по направлению, и оба различны по величине. Страх, конечно же, сильней, чем удовольствие. Как заметил Артур Шопенгауэр, "кто хочет вкратце поверить утверждению, что наслаждение превышает страдание, - пусть сравнит ощущения двух животных - пожирающего и пожираемого" . Никколо же Макиавелли так выразил мысль о превышении силы страха над силой удовольствия: "Люди скорее обидят того, к кому испытывают любовь, чем того, к кому испытывают страх" . И мы с вами прекрасно понимаем, что за пряником потянется не каждый, зато от кнута побежит даже самый ленивый.

Недавно я смотрел видеофильм под названием "Тибетская книга мертвых". В одном из эпизодов показали, как простые непальцы и непалки отвечали на вопрос: "Боитесь ли вы смерти?". Все они как один с улыбкой утверждали, что ее нечего бояться, дескать, с точки зрения теории реинкарнации, мы - временные странники на пути жизни и так далее. Мне думается, что эти люди не совсем понимали, о чем говорили, потому что у каждого из них присутствовал инстинкт самосохранения, который и есть страх смерти.

Осмелюсь предположить, что на Земле нет практически ни одного живого человека, который бы не боялся смерти, что бы он ни говорил на словах. Даже если герой сознательно умер за идею или самоубийца набрался храбрости и повесился, - это не значит, что эти люди были свободны от страха смерти. Если бодрый товарищ, твердый во взгляде, решительно излагает вам с пеной у рта информацию о том, что он свободен от страха смерти, то предложите ему загнать раскаленную до красна иголку под ноготь указательного пальца его левой руки, и я уверяю вас, что он не согласится (извините за столь немилосердный пример, но поднятая тема обязывает говорить прямо).

Его страх перед болью - не что иное, как действие инстинкта самосохранения. Не боится смерти не тот, кто не боится безболезненных инъекций типа "чик - и ты на небесах" или, как сказала одна милая девушка, "вскрыть вены в ванне с теплой водой". Не боится смерти также не тот, который с жарким азартом участвует в настоящей боевой перестрелке и при этом просто забыл о смерти, потому что в данный момент его переполняют спортивный интерес и надежда на победу, как при игре в пэйнтбол. Но на самом деле не боится смерти тот, кто не боится умереть в самых жестоких страданиях, которые только можно себе вообразить . Поэтому, похоже, что если человек живой, то будь он хоть непальцем с непалкою вместе взятыми или хоть почти просветленным, он боится смерти по определению.

Самоотверженная мать готова расстаться с собственной жизнью ради спасения своего ребенка. Отважный самурай мечом, равным по стоимости табуну отменных скакунов, совершает харакири. Как вы думаете, насколько быстро при этом стучат их сердца? Я вам скажу, что они не стучат, - это не то слово, - они колотятся со страшной силой! Мать боится не столько за себя, сколько за ребенка. Самурай боится за свою честь. Казалось бы, эти люди не боятся смерти, но они готовы умереть, потому что испытывают другой страх . А любой страх имеет один источник - инстинкт самосохранения. Тут выходит парадокс: человек идет на смерть из страха перед смертью - инстинкт самосохранения через разум замыкается на себе. Как короткое замыкание в цепи электрического тока.

Если бы человек избавился от своих основных инстинктов или хотя бы от одного из них, то он не смог бы жить. Если убрать один из полюсов - минус или плюс, движение тока прекратится. Не будь у нас страха смерти, нас бы нисколько не смущал полет вниз головой с десятого этажа или плавно надвигающийся трамвай. Мы были бы полностью безразличны не только к несущемуся прямо на нас страшному дядьке с работающей бензопилой в руках, но и ко всему в этом мире. Мы были бы просто мертвы, потому что только мертвые ничего не боятся.

Те непальцы с непалками, как я понял по их разговорам и выражениям лиц, были живые. Самоотверженная мать, как вы понимаете, небезразлична ко всему вокруг. И отважный самурай тоже. Это потому, что страх (так же как и удовольствие), который присущ всем этим людям - источник их жизни. Точно так же, как скрипка и смычок, страх и удовольствие имеют смысл лишь в паре друг с другом.

Итак, страх присущ каждому из нас и является одним из жизненных источников. Избавиться от него невозможно, а если это случится, то тогда жить нам не придется. Поэтому, испытывать страх так же естественно, как дышать.

Страх обоснован, когда нам угрожает опасность. Но иногда он трансформируется в так называемые фобии , когда человеку, вроде бы, ничего не угрожает, но он ощущает сильный душевный дискомфорт. (Так же как удовольствие может трансформироваться во всякого рода мании ). Фобия - это рефлекторный страх перед отсутствующей, хотя и возможной, опасностью; это страх, который, конечно же, имеет причину и продиктован предыдущим опытом. "Потерпевший кораблекрушение боится и тихой воды" - эти слова Овидия предельно точно и кратко описывают психологический механизм появления фобий.

Различным фобиям нет числа и многим из них даже названия не придуманы. Фобии могут быть мимолетными, а также хронически постоянными. Помимо общеизвестных клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), агорафобии (боязни открытого пространства), пирофобии (боязни огня), гидрофобии (боязни воды), айхмофобии (боязни острых предметов), гемофобии (боязни крови), гипсофобии (боязни высоты), арахнофобии (боязни пауков), герпетофобии (боязни змей), существует множество других. Оглянитесь вокруг - любой безобидный предмет или явление, которые вы спокойно созерцаете, на кого-то нагоняет невероятный ужас.

Одна из самых распространенных фобий - социофобия - боязнь общества или обычный страх перед аудиторией. Как и любая другая из фобий, она имеет причину, но не имеет разумного основания.

Причина страха перед аудиторией уходит корнями в наше детство. Практически каждого из нас когда-то в детстве другие люди пугали, ругали, дразнили; иногда, может быть, били, порой больно. И взрослые люди - как мужчины, так и женщины - приличные с виду и даже те из них, которые в модных галстуках или носят дорогие бюстгалтеры - еще как оскорбляют друг друга, делают друг другу язвительные замечания, активно участвуют в потасовках, а также иногда на досуге друг друга убивают.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Кого вы боитесь больше всего в жизни?
Агрессивных носорогов, голодных львов или прочих страшных зверей? Думаю нет. Конечно, опасно жить рядом с носорогами и на первых порах страшновато. Но узнав их нехитрые повадки, можно легко адаптироваться, а потом просто наслаждаться величавой мощью этих братьев наших. Аналогично со львами, даже голодными. Сытых же львов не боятся даже слабоумные антилопы Гну и слабосильные газели Томсона. Но только сытый человек может быть ненасытным. Иногда его стремления к деньгам, славе и власти уносятся так далеко за разумные пределы, что он готов совершать весьма отвратительные поступки. Почитайте криминальную хронику (но не зачитывайтесь ею) и вы увидите, что ни одно животное не сравнится с человеком по части изощренной жестокости. Поэтому, пожалуй, больше всего в жизни мы боимся других людей.

Почему оружие для убийства людей - разные танки и автоматы Калашникова - на мировом рынке пользуются гораздо большим спросом, чем скажем, оружие для охоты? Почему некоторым людям бывает страшно возвращаться домой поздней ночью? Почему в каждом учреждении введена пропускная система и при входе из окошка выглядывает угрюмая физиономия охранника или какой-нибудь вахтерши? Почему вы вынуждены ежедневно носить с собой связку ключей, которые на самом деле вечно мешаются? Почему вход в ваше жилище прикрывает железная дверь с двумя замками как минимум?

Потому что, как мы с вами понимаем, с одной стороны, человек человеку хоть и друг, но с другой - самый страшный зверь. И мы с вами с молоком матери впитали понимание того, что от общества, помимо добра, приходится ожидать, в том числе, и всяких гадостей и пакостей тоже. Как сказал Плиний старший, "больше всего зла причиняет человеку человек".

Если бы мы с детства воспитывались в теплично-экспериментальных условиях, когда все окружающие люди всегда бы нам только улыбались, потакали любым нашим желаниям и нежно почесывали нам спинку, то тогда, конечно же, у нас не было бы никакой социофобии (хотя воспитанные в таком духе, мы были бы невыносимы для окружающих). Но общество бывало агрессивным по отношению к нам и вообще к каждому его члену, поэтому страх перед аудиторией возникает рефлекторно у всех нормальных людей.

Человек способен изменяться гораздо значительнее, чем любое другое известное нам живое существо, потому что у человека больше ума. Человек может сознательно голодать, терпеть боль и лишения ради своих стратегических целей, на что прочие животные не способны. Разум направляет наши действия, поэтому магистральная линия нашей жизни во многом определяется тем, что мы осознавали в течение жизни.

Давайте попытаемся осознать некоторые полезные для нас идеи из всего вышесказанного, чтобы разобраться со своим страхом и не быть у него в плену.

Итак,

  1. Страх - источник жизни, поэтому ощущений страха, которые иногда нас посещают, не надо бояться, они естественны (по словам Френсиса Бэкона, "нет ничего страшнее самого страха").
  2. См. эпиграф выпуска.
  3. Страх перед другими людьми и аудиторией, как одна из фобий, не имеет разумного основания.
  4. Человек, в большей степени, чем любое другое животное, может сдерживать свои инстинктивные порывы; наш разум может успешно бороться с разгулом страха.

      Если вы всего лишь осознаете эти четыре вывода, то тем самым посеете зерно уверенности в своем сознании, которое обязательно прорастет глубже и вытеснит диктатуру необоснованных страхов, в том числе пресловутой социофобии. Будьте спокойны, это всего лишь дело некоторого времени.

Страх, который нас боится

Чего только человек не боится на белом свете. Найдет себе какую-нибудь оказию (в виде пауков, земляных червей, числа 13 и красных тряпочек), – и давай ее бояться . И ночью он боится, и днем боится. Встречаются даже люди, которые боятся наслаждений. А вдруг оно нечаянно нагрянет, кода его совсем не ждешь? Ой, мамочки, как страшно!

В идеале страх – штука весьма полезная, которая помогает нам адаптироваться и избегать опасных ситуаций. Такие фразы хорошо писать в учебниках по психологии, но для жизни они не подходят. В Нью-Йорке рухнули два небоскреба, и сотни миллионов людей впали в состояние безотчетного и всепоглощающего страха. Какую пользу принесет этот страх? В деревню уехать? В погребе жить? Бомбоубежище строить?

Или возьмем страх перед числом 13. А здесь какая будет польза для организма? Огромное число людей трясется от ужаса, завидев эту цифру, – а зачем, собственно? Что за прок от этого страха?! Один только вредный вред.

Так что существуют сотни или тысячи страхов, которые абсолютно бесполезны и никакой пользы прогрессивному человечеству не приносят. Объективно и рационально. Но вот вся беда в том, что отчасти наше тело, отчасти подсознание, и отчасти даже сознание – имеют упертую убежденность, что нет ничего полезнее, чем как следует чего-то бояться. Чисел, террористов, молочных продуктов, закрытых дверей, грозы, мышей и крыс, и так далее. И раз вы боитесь, то уже в этом польза и есть. Значит, так оно и надо. Так правильно. Так и нужно бояться дальше. И чем сильнее, тем лучше.

Психологи формализовали огромное количество страхов и дали порядка трехсот разных определений тому, что такое страх. Страх – это бла-бла-бла. Страх – это тра-ля-ля. И еще куча разных полезных толкований. Это не помогает жить, но зато дает перспективу лучше понять природу страха. Как говорится, любое химическое вещество, введенное в крысу, дает результат в виде научной статьи. И, конечно, чем больше у вас страхов, тем больше и чаще психолог будет кушать красную икру, не так ли?

В результате все счастливы: ваш организмус радуется, как он тщательно боится и спасает вас от какой-то напасти. Вы предвосхищаете счастье того, что психолог скоро скажет вам заветное слово и страх исчезнет. А он мажет на хлеб икорку. Всем хорошо.

Давайте рассуждать здраво: если бы психологи могли избавить человечество от страхов, то, вероятно, народ уже давно был бы смелый и ничего не боялся. Как и медицина, кстати.

Один нашел невроз, другой – парез, а третий – лобный энурез, четвертый – грыжу, пятый – язву, шестой – препятствие оргазму. Купив лекарство от диареи (или поноса, говоря по-нашему), можно заполнить купон и принять участие в лотерее. Главный приз – поездка в Африку. Как вы считаете, оно кому-нибудь надо, чтобы вы были без диареи? Чем больше диареи, тем лучше. И для них, и для вас, в Африку можете съездить. А без диареи – увы, никак. Но шансы увеличиваются с каждым стулом.

В общем, я не знаю, как там насчет шансов съездить в Африку за счет своего стула, но что касается страхов и фобий, то тут уж точно можно лишить психолога его хлеба с икоркой, – пусть баклажанной пишет, что «жизнь удалась», и всё такое. Справимся сами. Хорошо?

Почему вы лучше справитесь с вашим страхом, чем любой психолог?

Да, друзья мои, именно. Дело в том, что лично у вас справиться со своим страхом шансов гораздо больше, чем у любого психолога. И на то есть целый ряд причин.

Причина первая . Если вы приходите к психологу, то он «лечит» вас психологией, а если к врачу, то тот лечит вас медициной. Психолог не может быть медиком по отношению к вам и вашему страху, а медик – не может быть психологом. Вы же можете воздействовать на свой страх как психологическими приемами (которые вы, например, прочитали), а можете медикаментозно (принимая лекарства «без рецепта»). Итак, вы вправе истязать свой страх любым методом, а специалист – нет. Вы можете разрешить страху быть, а специалист – не может по определению, он обязан считать это проблемой (медицинской, психологической или какой-нибудь еще) и искать метод для ее разрешения.

Например, я на факт своей головной боли могу сказать, – «а по хрену мне это», и ничего не буду делать. А могу и таблетку выпить. А могу и спать завалиться. Моя головная боль, чего хочу, то и делаю. А он – нет. Он обязан ее лечить, искать решение.

Причина вторая . Любой специалист неизбежно находится в парадигме своих представлений о тех или иных причинах возникновения моего страха. Один думает, что во всем виновато злобное подсознание, другой уверяет, что у меня слишком сильный «внутренний родитель».

Если существует триста определений страха, то может оказаться так, что 299 раз я буду лечить его неправильно, в силу ошибочности теоретических представлений. Но и это еще не все: ведь если мне не поможет (не понравится) объяснение, что во всем виновато мое эго, то я могу встать из кресла и отправиться в другое. А вот специалист – увы. Он и дальше будет всем говорить, что во всем виновато эго. Или суперэго. Или мортидо. И он ограничен в понимании феномена фобии, а мы – свободны полностью. Чего хотим, то и думаем. А он – нет.

Причина третья . Специалист, в силу всяких клятв Гиппократа и бюрократа, не способен в качестве лечебного средства рекомендовать нам те методы и техники преодоления страха, которые эту клятву или нарушают, или ставят ее под сомнение. И психолог, и медик, типа, должен быть добрым и эмпатичным (отзывчивым). Я вот могу сказать своей фобии, как надоедливому комару, жужжащему мне под ухом: «ну, сука, как ты мне надоела, я тебя сейчас достану и душу выну, мать тебя перетак». А он же у нас добрый, он нам помогать должен, он – разумное, доброе и увечное сеет. В рамках гуманистической парадигмы работает, так сказать.

Четвертая причина . Предположим, вы решили, что вы психолог и сами сможете помочь себе в разрешении проблемы. Это выгодно с финансовой точки зрения. Если у вас ничего не получилось, то деньги, по крайней мере, остались при вас. Можно попробовать еще раз стать себе психологом, в другом ключе, другим методом. Если опять не поможет, то и вы опять не в накладе. А если поможет, то вообще – супер, можно эти деньги прокутить.

Пятая причина . Кто знает, где лучше всего одолеть вашу фобию? Может, это нужно делать в зале для бокса? Может, на пляже? Дома, лежа на диване? В лесу? На пикнике? У вас тут полная свобода действия, где захотите, там и будете загибать свою фобию. А специалист? Увы, только в кабинете, в строго отведенные часы. Он скован в атрибутивной атмосфере исполнения своих профессиональных обязанностей, а вы – свободны полностью. В вашем распоряжении – любые часы, какие вы захотите, любые дни, какие захотите, любое место, какое захотите, любые люди, которые в этот момент будут рядом.

Шестая причина . Как бы то ни было, мало у кого есть стопроцентная уверенность, что вам помогают не потому, что хотят помочь, а просто потому, что вы платите бабки. Но себе-то вы доверяете полностью, не правда ли?!

Подытожим. Вы абсолютно свободны в вашем желании делать с вашим страхом все, что вам только в голову придет. Бесконечно много возможностей. Полный контроль. Свобода и власть волеизъявления. Многие могут сделать многое, – но на максимум способны только вы. Вы и никто больше. Точка.

Иван Павлов. Рекомендации лучших собаководов

Общеизвестно, что (нехороший с точки зрения Гринпис) ученый Павлов проводил разного рода опыты над бедными собачками. Образно повторим этот эксперимент с человеком. И, допустим, некому гражданину внушают, что планета Земля треугольная. Например, есть две карточки (два голосовых сообщения, два зрительных образа), которые повторяются. И в одном случае (Земля круглая) гражданина слегка дубасят током, чтобы он не забывался, а во втором (Земля треугольная) – ток не подается.

Если это проделать раз тысячу, то, по завершению, человек все равно останется при своем мнении, что Земля круглая. На то и умный. Однако, есть одно НО. Его тело, которое вроде бы как совсем неумное, вдруг начинает думать, что Земля более треугольная, чем круглая.

Само, оно, конечно, думать не способно, для этого есть мозг, и вот в этом самом мозгу, на основании негативных (удар током) и позитивных (удара нет) сигналов формируется идея о том, что мысль о треугольности земли более полезна, чем идея о ее круглости.

Вашему телу, в отличие от ума, совершенно наплевать, круглая земля или треугольная. Да пусть она будет хоть какой. Главное, что треугольная земля как идея не приносит боли, а вот круглая – приносит. Уму важнее правильные мысли, чем полезные, телу – наоборот.

Следствием этого противоречия может быть тот факт, что у человека появляется ложная программа безопасности, срабатывающая всякий раз, как только человек соприкасается с объектом «опасности». Встретился наш гражданин со своим старым другом, которого он давно не видел, а тот радостно заорал, что земля, мол, круглая и тесная. Тело немедленно включает программу спасения: так, этот чувак – псих, от него нужно держаться подальше, а то опять током шваркнет.

Я очень хочу, чтобы вы обратили внимание не на слова ток и боль, а на слово программа , ибо она может сформироваться безо всяких на то причин, стечением обстоятельств. Тело живет в тесном содружестве с умом. Ум, с точки зрения тела, существует для того, чтобы избегать опасностей даже без их непосредственного присутствия, факта появления. Если ум отреагировал на какой-либо стимул реакцией страха, испуга (увидел паука по телеку), то обрадованное тело столь же надежно формирует программу постоянного страха перед пауком. Стечением обстоятельств (например, наложением на стресс или эмоциональную опустошенность сильного визуального стимула, и даже просто абстрактной идеи) можно начать бояться чего угодно. Ограничений нет. Без проблем.

Еще раз повторю: это программа. Тупая и механически воспроизводимая. Боится не ум, а боится тело. Тело начинает бояться, реагируя некоторым набором симптомов (например, учащенное дыхание, слабость в ногах, дрожь в руках, и так далее). Ум начинает бороться с этим (он же умный, бояться стыдно), то есть подавлять эти симптомы. Тело немедленно усиливает их (ты обалдел, это небезопасно, пауки – страшная штука). Как вы думаете, кто победит в этой борьбе?

Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта

Если (не дай бог, конечно) вы ненароком отшибли дверью палец, да так, что слезы из глаз брызнули, то в этот день вам будет очень трудно бояться террористических актов. Ну, не всем, быть может, но большинству (и особенно тем, кто видел терроризм только по ТВ) из них. Я это не к тому, чтобы вы шибали себе дверьми по пальцам при появлении страхов и паник, но к тому, что сбой в работе такой программы – не очень хитрое дело.

Помните, как главный герой в фильме «Бойцовский клуб» вдруг понимает: «Пистолет не у тебя, пистолет у меня». И, действительно. Если вы используете ум по назначению, то есть, начинаете думать, то Тайлер – мертв. Тайлера больше нет. Зачем вам бороться со страхом, когда гораздо проще создать для него невыносимые условия существования?

Предположим, вы боитесь терроризма. В это самое время, когда вы лежите в кровати, на дворе ночь и терроризм не дремлет, созданы все условия для того, чтобы бояться. Просто идеальная ситуация для страха. Теперь представьте, что в соседской комнате кто-то вдруг включил музыку, да так громко, что у вас в комнате начала сыпаться штукатурка. Ну как, получится у вашего тела бояться терроризма? Думаю, через час такого экзерсиса вы сами превратитесь в террориста похуже Бен Ладена, не так ли?

И далее – на волю вашего воображения. Не забывайте также, что наше тело, каким бы оно дураком не было, – все же союзник, слепо верящий в то, что спасает нашу жизнь. Эту его веру не обязательно отнимать, вступать в открытое противоборство. А проще и надежнее вставлять ему палки в колеса. К тому же тело по своему быстро кумекает, что если вдруг окажется так, что бояться менее безопасно, чем быть смелым, то страх может исчезнуть.

А на хлебушек, дяденька, я люблю мазать икорочку

Психолог в большинстве случаев представляется нам этаким программистом, которому по силам и способностям «вложить» в нашу голову решение проблем. Неочевидно, будет ли ваша проблема решена, но очевидно, что встречного «вложения» некоторой суммы денег в его кошелек вам не избежать.

Дяде Грише 42 года, и он страшно боится пчел. А после 40 психоанализов (по 500 рублей каждый) он вспомнил, что в восьмилетнем возрасте его за жопку укусила пчела. Вот и нашли причину! Вот она, могучая психология! Пчел наш дядя бояться не перестал, – но полегчало ему изрядно, и теперь у него есть объяснение, почему он боится, и что все правильно . Как в анекдоте: «мочусь, но уже с чувством гордости».

Так что наше соглашение, которое я готов вам предложить, может быть следующим:

– Я, (ФИО), в силу вышеизложенных причин, считаю, что я и сам прекрасно справлюсь со своим страхом без всякого психолога. Хрен вам, а не красной икры. Все деньги, которые я собираюсь потратить на психолога, я потрачу на себя любимого, когда мой страх исчезнет вовсе, или когда он снизится до такого уровня, который не будет меня тревожить.

– Я, (ФИО), отдаю себе отчет в том, что в моей власти и моей воле подвергнуть мой страх любым экзекуциям, экспериментам и издевательствам, которые я сочту нужными. Мне не указ клятва Гиппократа, я не придерживаюсь какой-то школы и концепции, мне не нужно загонять себя в искусственные рамки кабинетов или методов лечения. Наконец, я твердо уверен в том, что не хочу себя надуть или «залечить». Это мой страх, и я делаю с ним все, что мне захочется. Я – властелин и повелитель своего страха. В моей власти – и разрешить ему быть, и приказать ему сдохнуть.

– Я, (ФИО), не борюсь более с симптомами страха, не пытаюсь их подавить, – но я делаю в его адрес разного рода западло, как ученик подкладывает кнопки на учительский стул. Я осознаю и хорошо понимаю, что это не мой страх, а страх моего тела, – так что мне нечего стыдиться или чувствовать себя виноватым. Боюсь не я, боится тело, – и этот страх часто передается мне, как будто бы боюсь именно я. На самом деле это не моя проблема. И мне не нужно стесняться или стыдиться появления любого рода симптомов моего тела.

– Я, (ФИО), никак не ограничиваю себя в методах и средствах, которые будут способны свести мой страх на нет, лишить его повода для существования, и сделать его проявления невозможными и невыносимыми. Я могу материться, плеваться и кричать, спорить, пойти на бокс или каратэ, громко включать музыку, разливать на полу что-то ужасно вонючее и едкое, прижигать себя сигаретой, стать «моржом», бегать трусцой, найти новую работу и друзей, голодать, попробовать походить по углям, разбить посуду, развивать в себе силы и способности к телепатии, ненавидеть, злиться, громко хохотать, спать на полу, и прочее, и прочее, и прочее. Все что я сочту нужным, сильным и достаточно экстремальным, чтобы страх затих, затух и исчез.

Заключительный штрих к портрету преступника

Страх, особенно безосновательный, чаще всего паразитирует на нашей бездеятельности: и как я уже говорил выше, лежа в постели ночью, очень легко бояться терроризма. А попробуйте побояться с полчасика, стоя на одной ноге, и вы обнаружите, что у вас это получается уже не так легко, как лежа. Подержите минут десять на вытянутых руках подушку, и окажется, что бояться терроризма как-то совсем невмоготу. Можно сделать 300 приседаний, такую вот свинью своему страху подложить, – и посмотрите, что из этого получится. В общем, у вас есть миллионы вариантов сделать жизнь своему страху бледной и неказистой.

И еще. Все сэкономленные деньги (сам себе психолог, правильно?) обязательно потратьте на подарок, порадуйте себя чем-нибудь особенно замечательным. Вы этого заслужили . Я это точно знаю. Я просто уверен в этом.

Вит Ценёв

далее >>>

 

Главная Главная
 
Отношение к страхам
Фобии. Cправочник человеческих страхов
Страх и мы
Психологический практикум. Дверь во тьму
"О, одиночество, как твой характер крут"
Ой, боюсь! или, что делать с негативным опытом прошлого?
Маленькие страхи больших девочек
Страшно, но интересно
Любовь со страхом не живет
Встреча лицом к лицу со страхом
В зобу дыханье сперло...
Все наши эмоциональные переживания всегда проявляются в теле
Экстремальный ментальный тренинг
Фобия. Где же пчелы?
Фобии
Ужасы темной комнаты
Ипохондрия. Болезнь постоянного страха
Мотивация по сценарию
Зияние безденежья
Страх перед недоброжелательным отношением других
Учимся на своих ошибках
Страх ответствености - знаком ли он вам?
Чего боятся дети?
Болезнь... от недостатка любви
Ревность...
Тревожность, как ее понимать
Ужас в воздухе: чего бояться во время авиаперелетов
Мужчины, которые боятся секса…
Страшное дело
Перекодируйте свои сны
Психология успеха. Как преодолеть свои страхи и проблемы
Что такое ТРЕВОГА?
Быстрый метод освобождения от страха
Как я со страхом разбиралась
Быстрое лечение фобий (По: материалам семинаров по НЛП ИГИСП)
Способ избавиться от страха
Как преодолеть страх с помощью телепатии
Как избавиться от страха
Примите ваши страхи!
Страх можно побороть
Победить страх
СТРАХ БОЖИЙ
Давайте разберемся со своим страхом
Страшное дело
Как приобрести уверенность в себе?
Киллера зовут страх
Риск - благородное дело
Желания
Страх
Феномен страха
Психподготовка: как избавиться от страха
Рейтинг@Mail.ru
<>